• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ФАС на госзаказ

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) считает необходимым провести масштабную корректировку сложившейся системы государственных закупок. Об этом заявил глава ведомства Игорь Артемьев. Он уточнил, что процесс постепенно превращается в профанацию, и сообщил, что на этой неделе ФАС планирует обсудить эту проблему с руководством страны.
С момента вступления в силу 44-го закона о федеральной контрактной системе (ФКС) в сфере госзакупок прошло чуть больше двух лет. Такого количества претензий, которые в свое время звучали в адрес 94-го закона - а именно ему на смену пришла ФКС, - сейчас не слышно. Однако в ФАС отмечают, что новая система далеко не идеальна.
"Критерии, послужившие основанием для отмены 94-го закона, стали критериями, которые привели к тому, что процедуры госзакупок перестали быть конкурентными. В большинстве случаев это заранее известный победитель, который определяется по заранее известным формулам", - констатировал Игорь Артемьев, отвечая на вопрос "РГ". - Мы не говорим, что стоит вернуться к 94-му закону: в одну реку не войдешь дважды. Однако полагаем, что нужно собрать лучшее, что есть в 44-м законе, сделать решительный шаг и, по сути, написать новый закон".
Глава ФАС уточнил, что в существующей системе есть несколько эффективных обходных маневров, которые увели больше половины закупок в серое поле. "В результате мы вернулись туда, где были, - в 90-е годы", - заметил он. В качестве примера Артемьев привел тот факт, что госорганы научились избегать торгов с помощью субсидий, которые выдаются государственным унитарным предприятиям. "ГУПы не подпадают под действие 44-го закона и руководствуются 223-м законом, который регулирует корпоративные закупки. А он дает ГУПам право самим определять процедуру закупки, вплоть до того, что госзаказчик может вообще не проводить торги", - пояснил руководитель антимонопольной службы. На практике это выглядит следующим образом: деньги из бюджета, к примеру, на строительство школ, в виде субсидий идут ГУПам, а те, в свою очередь, отдают их понравившимся строительным компаниям. "Вместо конкуренции на торгах и экономии бюджетных средств получается вот такая схема. И это приобрело массовый характер", - отметил руководитель ФАС.
Кстати, к 223-му закону у ФАС тоже есть претензии. По словам Игоря Артемьева, антиконкурентные закупки у единственного поставщика по всем компаниям, которые подпадают под действие 223-го закона, составляют 48 процентов. "Это случаи, когда единственный поставщик прямо назначается на долгие годы, - уточнил он. - Еще 41 процент - тоже, по сути, единственный поставщик, только появившийся в результате придумывания разного рода форм закупок - "чрезвычайная" закупка, "безальтернативный выбор". Если сложить первое со вторым, получается 90 процентов вообще неконкурентных процедур".
Игорь Артемьев напомнил, что ряд согласованных с минэкономразвития поправок в 223-й и 44-й законы были приняты Госдумой в конце прошлого года в первом чтении. Они, к примеру, должны были обеспечить перевод всех конкурсов в электронную форму, но были "заблокированы лоббистами на неопределенный период". "После переговоров в администрации президента нам удалось сдвинуть этот процесс, а после совещания у первого вице-премьера Игоря Шувалова мы, надеюсь, добьемся окончательного принятия этих поправок", - сказал глава антимонопольного ведомства. Он добавил, что кардинально они ситуацию не изменят, но, по крайней мере, должны ее улучшить.

http://www.rg.ru/2016/03/01/fas-skorrektiruet-nyneshniuiu-sistemu-goszakupok.html