Государство готово отменить обеспечение для исполнителей госконтрактов
Прежде чем подписать контракт, поставщики должны перечислить на счета казначейства от 5 до 30% его стоимости (см. врез) или предоставить банковскую гарантию на эту сумму, рассказывает обратившаяся к президенту председатель комитета Торгово-промышленной палаты по развитию предпринимательства, малого и среднего бизнеса Елена Дыбова. Банковские гарантии стоят 6–18% от суммы обеспечения, уточняет она. После этого предприниматели ищут деньги на выполнение госзаказа, ждут, когда расплатится заказчик, и только затем могут вернуть обеспечение, говорит Дыбова. Но возврат средств обычно растягивается, а это живые деньги, которые вынужден замораживать бизнес, жалуется она.
Расходы на обеспечение составляют примерно 1–1,2 трлн руб. в год, говорит руководитель комитета по развитию закупок Торгово-промышленной палаты Антон Емельянов. Примерно 80% – гарантии, 20% – деньги, перечисленные на казначейские счета. Обеспечение составило примерно 20% от госзаказа в прошлом году.
Если у компании есть опыт работы по госконтрактам, ее можно освобождать от обязанности предоставлять обеспечение, считает представитель Минэкономразвития. На некоторых тендерах – строительных, по закупке продуктов питания, работ и услуг в области атомной энергии – уже нужно подтверждать добросовестное исполнение контрактов, напоминает он, это один из критериев определения квалификации. Речь, видимо, будет идти только о госзаказчиках, говорит Чемерисов, госкомпании вправе сами решать, когда нужно обеспечение. Москва уже в качестве антикризисной меры снизила максимальное обеспечение с 30 до 10% от стоимости контракта, говорит руководитель департамента по конкурентной политике Москвы Геннадий Дегтев.
Это возвращение к идее реестра добросовестных поставщиков, в 2013 г. она не вошла в закон о контрактной системе: опасались возможных злоупотреблений, связанных с ведением реестра, напоминает Чемерисов. Теперь данные единой информационной системы позволяют объективно оценивать добросовестность участников закупок, говорит он.
Чтобы избежать коррупции, нужны четкие и прозрачные критерии, считает Емельянов. К добросовестному поставщику не должно быть претензий ни по качеству, ни по срокам выполнения госзаказа, тогда риски для заказчика будут минимальны, говорит Дегтев. Нужно учитывать количество торгов, в которых участвовал поставщик: сколько он выиграл, сколько исполнил контрактов, на какую сумму, учитывая специфику рынка, отмечает Емельянов.
По федеральным контрактам на 2 трлн руб. в прошлом году неустойка составила 3,4 млрд (см. график). Взыскать с поставщика, нарушившего контракт, штрафы и неустойку при любом способе обеспечения очень сложно, жалуется один из госзаказчиков. Для небольших контрактов стоит отменить обеспечение, но для крупных – и особенно строек – его надо сохранить, призывает он. Отменив обеспечение, государство может потерять последний шанс получить что-то от обанкротившегося поставщика, согласен заместитель председателя комитета финансового контроля Санкт-Петербурга Виталий Бахвалов, например, строители обычно работают в кредит и арендуют технику – взять с них нечего. Добросовестный заказчик в любой момент может стать недобросовестным, так уже случилось со многими компаниями, к которым не было претензий и пять, и десять лет, предупреждает Бахвалов.