Антимонопольная служба хочет размножить поставщиков
Отметим, что по недавним данным Минэкономики, в 2015 году в рамках государственных закупок (закон №44-ФЗ) в качестве оплаты только по прямым контрактам малому бизнесу было направлено больше 490 млрд руб. (на 41% больше, чем в 2014 году). Господин Артемьев рассказал премьеру о причинах искажения статистики. По его словам, когда компания выигрывает подряд, она составляет карту субподрядчиков, в которой обозначает предприятия малого и среднего бизнеса. «На самом деле это компании либо аффилированные с большой компанией, либо “помойки” для отмывания денег, либо однодневки»,— сказал Игорь Артемьев. Из-за этого цифры, которые попадают в официальную отчетность, существенно завышены, говорит он.
Еще одной темой встречи стала проблема единственного поставщика. 1 марта 2016 на совещании в ведомстве глава ФАС заявлял, что фактически в 90% закупок госкомпаний договор заключается с единственным поставщиком. В 48% случаев это указано прямо, еще в 42% случаев такую закупку называют «чрезвычайной» или «безальтернативной». Отметим, что это в целом согласуется с данными Минэкономики, согласно которым за 2015 год среднее количество заявок малого и среднего бизнеса на торгах госкомпаний снизилось — с 1,3 до 1,2.
Дмитрий Медведев выразил готовность поддержать требуемую ФАС правку законодательства. «Я думаю, что мы можем обобщить те проблемы, которые в настоящее время высветились в результате применения закона, и, по всей вероятности, этот закон откорректировать,— отметил Дмитрий Медведев.— Есть смысл их уточнить с тем, чтобы модель единственного поставщика применялась только в случаях, когда без него невозможно обойтись или же принятие решения было по-настоящему исключительным». Отметим, с начала действия закона №44-ФЗ в 2013 году в него вносились правки 21 раз, а в закон №223-ФЗ — 12 раз с 2011 года.