• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Газпром против реформы системы закупок госкомпаний

Подготовленные Минэкономики поправки к закону о закупках госкомпаний 223-ФЗ должны пройти второе чтение в Госдуме. Заблокировать их пытается "Газпром", свои претензии монополист высказал по большинству новых норм.
Вопрос о внесении поправок в 223-ФЗ вскоре будет рассмотрен на правительственном совещании, но окончательное решение вынесет администрация президента.
На прошлой неделе и глава ФАС Игорь Артемьев и первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов высказались о жесточайшем сопротивлении и усилиях лоббистов свести на нет введение новых поправок в 223-ФЗ. Стоит напомнить, что раньше представители «Роснефти» и «Газпрома» не раз выступали против прозрачности закупок госкомпаний. Так, они пытались лоббировать норму о засекречивании своих закупок, чтобы иметь возможность обходить санкции Запада. Эту инициативу, как и многие другие попытки госкомпаний избежать конкурентных торгов, не поддерживает Минэкономики. Министерство, ссылаясь на огромные объемы закупок госкомпаний (23,1 трлн рублей в год) и малый уровень экономии на них (меньше 1%), требует провести радикальную реформу системы закупок госкомпаний. Доля «Газпрома» в общем объеме закупок — 4,4 трлн рублей, что составляет 19%.
В Минэкономики не собираются идти на компромисс по следующим вопросам:
1.    В министерстве ответили отказом на просьбу «Газпрома» об исключении положения, согласно которому будет произведен отбор и установят критерии для операторов электронных торговых площадок (ЭТП), работающих на рынке по 223-ФЗ. Иначе в стране так и останется работать свыше 160 ЭТП, среди которых множество аффилированных с госзаказчиком, однодневок, принадлежащих офшорным компаниям. Контролировать их деятельность невозможно, уверяют чиновники. Что касается «Газпрома», то на аффилированной с ним ЭТП Газпромбанка в прошлом году было проведено 52% закупок на 1,5 трлн рублей. Согласно новым нормам, властям придется отобрать несколько универсальных электронных площадок для проведения на них госзакупок, закупок госкомпаний, торгов по продаже имущества банкротов и приватизации госактивов. Вопрос критериев предстоящего отбора еще не решен в госведомствах .
2.    Ведомство Игоря Шувалов не поддерживает идею «Газпрома» и об исключении из поправок к 223-ФЗ нормы о том, что госкомпании будут переведены на работу по 44-ФЗ в том случае, если не выполнят условия квотирования малого и среднего предпринимательства (МСП) в общем объеме своих закупок. В прошлом году «Газпром» занял восьмое место по величине объема у МСП, закупив у малого и среднего бизнеса товаров, услуг и работ на 7,1 млрд рублей. Но прогресса в поддержке МСП у монополиста нет — на один тендер «Газпрома» в прошлом году претендовало в среднем 1,2 — 1,3 участника.
Ранее «Газпром» также пытался вывести из-под действия закона 223-ФЗ закупки тех товаров, которые будут использованы в коммерческих целях. Еще одна инициатива монополии — отказ от введения закрытого перечня способов закупок с ограничением проведения запроса предложений и котировок при цене тендера более 7 и 15 млн рублей соответственно. Свой отказ от предложений «Газпрома» Минэкономики аргументирует тем, что сейчас на рынке закупок госкомпаний используется свыше 3,5 тыс. способов закупок, которые маскируют подписание госконтракта с единственным поставщиком. Нельзя не исправить ситуацию и со сроками проведения запросов предложений и котировок, уверены в министерстве, напоминая «Газпрому» как тот проводил закупку стоимостью 155 млрд рублей, дав претендентам только 5 дней на взятие одобрения совета директоров, получение банковской гарантии и подачу заявки на тендер.
Одним из компромиссных решений Минэкономики стало согласие ведомства на введение исчерпывающего перечня способов закупок только ценового диапазон закупок до 200 млн рублей (такой сегмент закупок привлекателен для МСП).
Еще один компромисс, на который пошло министерство в спорах с «Газпромом», касается введения запрета на отказ заказчиков от заключения контракта с победителем проведенной им конкурентной закупки. Монополист попросил если не исключить эту норму из правок к 223-ФЗ, то хотя бы распространить ее только на конкурентные закупочные процедуры — аукционы и конкурсы. Также, представители «Газпрома» попросили чиновников предусмотреть случаи обоснованного отказа от заключения договора с победителем торгов, в числе которых — закупки, проводимые в рамках инвестиционных проектов на  суммы выше 10 млрд рублей. Минэкономики выразило согласие расширить перечень случаев для обоснованного отказа, сам же запрет возможно будет ограничен стоимостью госконтракта до 200 млн рублей.