• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Развитие рынка B2B сегмента в сфере электронных торгов зависит от поправок к 223-ФЗ

Сейчас рынок электронной торговли формата B2B наиболее стабилен в России и показывает динамический рост. В период кризиса он смог накопить потенциал для дальнейшего роста, но его реализация всецело зависит от госрегулятора.
Согласно проведенному RAEX исследованию, крупные российские заказчики на протяжении 2 лет снижали объемы своих закупок. В 2014 году средний показатель объемов снизился на 19% с повышением их количественного показателя на 1,7%. Это повлияло и на стоимость контрактов, средняя цена которых упала на 20%. Заказчики проявили экономию, закупая те же товары, но меньшими объемами или по более низкой цене.
Сейчас тенденция рынка закупок такова — крупных лотов на электронных торговых площадках (ЭТП) стало меньше, но количество торговых процедур возросло. В итоге, объем рынка в денежном показателе вырос на 10%. В большей степени на это повлияли закупки госкомпаний, проводимых по 223-ФЗ. Также, на развитии рынка сказалось большее проникновение услуг ЭТП в сфере корпоративных закупок. В нынешнем году эта тенденция заметна больше, чем в прошлом — объем закупок в электронной форме торгов вырос на 14,6% с достижением более 50% электронных торгов в сравнении с традиционными бумажными торгами.
Кризис же не сказался на количестве предложений и конкуренции на рынке ЭТП. Большинство заказчиков оценивают электронные закупки как более выгодные, чем «бумажные». Показатель такой выгоды колеблется в пределах 5-10%, по мнению одних заказчиков, другие же считают, что электронные торги выгоднее на 15-20% и более.
Несмотря на активный рост рынка, его перспективы остаются неочевидными. В поправках к 223-ФЗ законодатели предусмотрели отбор операторов ЭТП, которые будут допущены с сектору закупок госкомпаний.
Сначала были предложены идеи о проведении отбора площадок в виде их открытой аккредитации. Ограничений по количеству операторов не предъявлялось. Но реформа пошла по другому пути — сейчас планируется отобрать лишь несколько самых успешных и надежных игроков рынка.
По данным Минэкономразвития, в 2015 году торги по 223-ФЗ проводили 162 площадки. 67% всего объема закупок пришлось на 11 ЭТП. Таким образом заказчики без вмешательства государства выделили для себя наиболее подходящие площадки для электронных торгов.
Сами же торги по 223-ФЗ в отличие от госзакупок по44-ФЗ являются основным источником дохода для операторов ЭТП. Показатель прибыли от них составляет 61% от всех проводимых на площадках торгов (показатель взят из отчетов крупнейших ЭТП). Таким образом, все те площадки, которые не пройдут отбор, лишатся 2/3 своего оборота. Это, в свою очередь, приведет к переформатированию всего рынка ЭТП B2B сегмента.

http://torg94.ru/stat/7204.html