• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Госзакупки программного обеспечения проходят с нарушениями

Центр мониторинга НТР обнародовал первые результаты исследования нарушений госзакупок программного обеспечения, которые засвидетельствовали игнорирование госзаказчиками существующего реестра ПО и массовые случаи отсутствия обоснования выбора иностранного софта.
Как известно, импортозамещение в сфере информационных технологий было законодательно закреплено с 1 января 2016 года и главной его целью заявлено создание равных условий для всех участников рынка во время закупок программного обеспечения. С этого времени Центр ОНФ по мониторингу технологической модернизации и Ассоциация разработчиков программных продуктов (АРПП) "Отечественный софт" регулярно проводят мониторинг исполнения нового закона.
Стоит напомнить, что суть нового закона состоит в запрете отечественным заказчикам закупать иностранный софт, за исключением случаев, когда российского продукта нет в специальном реестре, который ведет Минкомсвязи. Но в этом случае заказчику необходимо обосновать необходимость приобретения зарубежного ПО.
Исполнительный директор АРПП "Отечественный софт" Евгения Василенко сообщила, что состоянием на 20 апреля 2016 года в данном реестре было 500 продуктов. Причем самое большее число новых заявок на включение в реестр было добавлено этой весной. Еще более 500 заявок пока находятся на стадии рассмотрения.
А глава Центра мониторинга НТР Анна Заборенко подчеркнула, что, не смотря на небольшой срок, который прошел со времени принятия закона об ограничении госзакупок иностранного ПО и на небольшое количество состоящих в реестре продуктов, эксперты уже сейчас акцентируют внимание на большом количестве нарушений со стороны заказчиков.
Наиболее распространенное нарушение – это отсутствие необходимого при госзакупке иностранного софта обоснования заказа. Как самый яркий пример приводится заказ Департамента информационных технологий Москвы лицензий на систему управления базами данных Oracle стоимостью 310 млн рублей, когда обоснование было предоставлено только после запроса соответствующих разъяснений.
Второе за частотой нарушение – это указание в качестве обоснования необходимости приобретения иностранного ПО факта отсутствия сведений об отечественном аналоге в реестре, тогда как, на самом деле, на момент публикации госзакупки такая информация уже была в реестре. Например, тендер на 730 млн рублей на закупку лицензий на программное обеспечение от ФГБУ "Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие". На момент размещения тендера на сайте госзаказа (5 апреля 2016 г.), отмечают в АРПП "Отечественный софт", в реестре российского ПО уже было 42 продукта в классе "офисные приложения" и 5 продуктов в классе "операционные системы", но в обосновании указывалось именно отсутствие отечественных аналогов.
Кроме названных двух нарушений, которые в Центре мониторинга НТР называют откровенными, исследование показало, что в госзакупках программного обеспечения применяются также схемы, которые в принципе могут быть использованы как способы обхода запретного закона. Это указание в обосновании необходимости использования зарубежного софта требований, которые заведомо исключают возможность покупки российского продукта, неправильное определение классов ПО и некорректное указание характеристик софта из России.
Анна Заборенко сделала выводы, что наличие таких нарушений стало возможным из-за отсутствия экспертизы и контроля обоснованности требований заказчика к закупаемому ПО. Таким образом, заказчики могут сформулировать условия, которым соответствуют только конкретные иностранные программы. Центр мониторинга НТР продолжит изучение исполнения закона о запрете закупок иностранного ПО. По его итогам эксперты создадут антирейтинги заказчиков, которые являются злостными нарушителями. Самые кричащие случаи игнорирования норм закона будут переданы в прокуратуру.

http://torg94.ru/stat/7326.html