• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В ОПК возможно введение кластерного механизма государственных закупок

Если механизм кластерных закупок, внедряемый с конца прошлого года в корпорациях с госучастием, окажется успешным, то он может быть распространен на ОПК. Такой точки зрения придерживается Денис Журенков, эксперт рабочей группы "Развитие конкуренции в сфере гособоронзаказа" экспертного совета по ГОЗ ФАС России.
Журенков подчеркивает, что кластерный механизм предоставит более широкий доступ к банковским ресурсам представителей МСБ, а также очистит рынок от несостоятельных и недобросовестных участников госзакупок.
Как известно, реформирование системы отношений в гособоронзаказе на современном этапе проводится в двух направлениях. Первое – это повышенный контроль за использованием бюджетных средств и повышение эффективности антизатратных механизмов при производстве продукции. Второе – это повышение технологического совершенства поставляемой продукции и создание пула надежных поставщиков, которые смогут обеспечить бесперебойное выполнение гособоронзаказа.
Таким образом, кластерная система является оптимальным вариантом для оборонной отрасли РФ. Как известно, территориально-промышленные кластеры представляют собой промышленные объединения госкомпаний с представителями МСБ. Главной их целью является обеспечение оптимальных условий для концентрации специализированных инновационных субъектов малого и среднего предпринимательства. Специалисты сильной стороной кластерного подхода называют оптимальные возможности командной игры.
Как утверждает Сергей Фахретдинов, руководитель рабочей группы Агентства стратегических инициатив по мониторингу реализации дорожной карты "Расширение доступа МСП к госзакупкам", чтобы механизм кластерных закупок начал полноценно функционировать, необходимо создать самостоятельный вид закупок в рамках территориально-промышленных кластеров при госкомпаниях и провести тендеры по обеспечению организации производства и дальнейшим подписанием долгосрочного договора. Также обязательным элементом успешного внедрения кластерной системы Фахретдинов считает введение понятия "обоснованное ограничение конкуренции". Кроме этого, предлагается сохранить госкомпаниям право учитывать закупки в территориально-промышленном кластере как выполнение квоты закупок у МСБ.
На сегодняшний день кластерная система начинает функционировать в ОАО "АК "Транснефть", ПАО "ОАК", ГК "Росатом", ОАО "РЖД", ПАО "Камаз" и ГК "Автодор".
Специалисты акцентируют внимание на значительных перспективах кластерного подхода для предприятий ОПК, связанных, в основном, с притоком частных инвестиций и новых идей, с внедрением инноваций и трансфером технологий.
Если в оборонной промышленности будут задействованы резиденты территориально-промышленных кластеров, предприятие ОПК сможет стратегически контролировать поставщиков разных уровней кооперации и перераспределить часть рисков привлечения малых и средних предпринимателей на научные госорганизации. Также будет обеспечен дополнительный спрос на высокотехнологичную продукцию со стороны государства. И последнее, но немаловажное, это создание новых рабочих мест на привлекаемых субъектах МСБ.
Как известно, на данный момент сотрудничество государства и бизнеса в оборонно-промышленном комплексе основывается на полном контроле процессов разработки, производства, а также ценообразования. Не в пользу малых и средних предпринимателей играет также законодательно закрепленное ограничение рентабельности величиной одного процента затрат единственного поставщика на оплату объектов госзакупки. Это делает невозможным привлечение достаточного количества инновационных компаний для проведения исследовательских работ.
Таким образом, основными условиями внедрения кластерных закупок в оборонно-промышленном комплексе являются повышение объективности расчета издержек производителя военной продукции, совершенствование механизмов контроля расходования бюджетных средств и определение обоснованных норм расходования основных видов ресурсов (норм труда и норм расходования материальных ресурсов).
Особенно актуальной в этом контексте выступает разработка механизмов снижения всевозможных рисков, например, поставки некачественных комплектующих, несвоевременной поставки, а также разглашения государственной и коммерческой тайны.
Во многих развитых странах партнерство госкомпаний и МСБ рассматривается как способ повышения эффективности бюджетных инвестиций. Но в условиях, которые сложились на данный момент в российском государстве, внедрение кластерного механизма может спровоцировать появление рисков для выполнения ГОЗ и необоснованное многократное завышение стоимости военной продукции. По крайней мере, пока механизмы воздействия на МСП не будут закреплены на правовом уровне.

http://torg94.ru/stat/7336.html