Инструкция по электронному госзаказу
Новый пакет поправок к 44-ФЗ и 223-ФЗ согласован Минэкономики с ФАС и внесен в Белый дом. Предыдущие правки в те же законы Госдума приняла в первом чтении еще в феврале и сентябре 2015 года — но рассмотрение поправок правительства ко второму чтению после обсуждения в комитете по экономполитике (см. "Ъ" от 21 декабря 2015 года) в декабре было отложено. Их доработку тормозили межведомственные разногласия и лоббистские усилия монополистов, недовольных ограничением их самостоятельности в выборе поставщиков и электронных торговых площадок (ЭТП). Протесты вызывала и ликвидация рынка ЭТП, ряд которых аффилирован с госкомпаниями и властями регионов. Правовое же управление Госдумы критиковало отказ от введенного в 2015 году регулирования в сфере банкротств, предлагая обсудить реформу "с точки зрения соблюдения принципа обеспечения разумной стабильности законодательства".
Новые правки должны обеспечить перевод всех видов госзакупок на электронные процедуры, чтобы "повысить анонимность подачи заявок участниками закупок, исключить возможность привлечения заказчиком к процедуре "своих" поставщиков и снизить коррупционные риски". Минэкономики ранее обещало, что это позволит сэкономить на закупках по 223-ФЗ не менее 1 трлн руб., а по 44-ФЗ — до 300 млрд руб. в год. По требованию премьер-министра Дмитрия Медведева перейти на электронные торги заказчикам придется до 1 июля 2017 года — а не с 1 октября 2016 года, как планировалось ранее,— за полгода они смогут опробовать электронный формат добровольно
Также поправки расширяют полномочия правительства: оно вправе определить перечень универсальных ЭТП (для организации торгов по 44-ФЗ, 223-ФЗ, приватизации и продажи имущества банкротов), требования к ним и порядок контроля их выполнения. Правда, пока единственное ограничение касается участия иностранцев в капитале оператора ЭТП — не более 25%. Определит Белый дом и требования к конкурсной документации, и правила регистрации поставщиков в единой информационной системе (ЕИС). Регистрация в ней офшоров будет запрещена, а данные о поставщиках будут загружаться из государственных информационных систем, что позволит им не позднее чем через день аккредитоваться на ЭТП, получая доступ к торгам. В электронных конкурсах вводится этап "переторжки": до подведения итогов участник может улучшить свое предложение.
Изменения коснутся и содержания заявок: поставщики будут обязаны подтвердить согласие с условиями торгов, в случае конкурса представить подробные характеристики объекта закупки, включая страну происхождения товара, его показатели и товарный знак. Им придется декларировать свое соответствие требованиям 44-ФЗ и принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным НКО. В годовом отчете о таких закупках заказчик сможет указывать их размещение у единственного поставщика — а ФАС будет избавлена от необходимости их согласования в случаях признания торгов несостоявшимися. Перечисление заказчику средств, внесенных уклонившимся участником закупки в качестве обеспечения заявки, будет происходить только после его включения в реестр недобросовестных поставщиков. Правительство же получит право устанавливать минимальный срок исполнения контракта и случаи его банковского сопровождения.
Основная задача поправок к закону о закупках госкомпаний — повысить их прозрачность и конкурентность. Для них правительственный проект ограничивает перечень видов закупок, правила их проведения и описания закупаемых товаров, работ и услуг, а также случаи отказа от заключения контракта с победителем торгов. Вводится запрет на изменение существенных условий контракта (за рядом исключений), а также расширяются основания для обжалования действий заказчика и оператора ЭТП. При этом в случае невыполнения заказчиком обязанности осуществить закупки у субъектов малого и среднего бизнеса или размещения недостоверной информации о годовом объеме таких закупок заказчики будут переведены до конца текущего года под действие более жесткого закона о госзакупках 44-ФЗ.
http://www.kommersant.ru/doc/2978945