• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ужесточения в госзакупках не помогут

Госзакупки – одна из самых горячих тем в сфере противодействия коррупции. Завышенные цены и компании, принадлежащие родственникам чиновников – новостями об этом пестрит информационная лента. Как урегулировать непростой механизм, сделать его прозрачным, понятным, эффективно работающим? Своим видением с ПАСМИ поделился член правления, вице-президент «Гильдии отечественных закупщиков», председатель Комитета по государственному заказу и развитию предпринимательства МОО «Московская Ассоциация Предпринимателей» Андрей Садофьев
ПАСМИ: Как вы считаете, можно сказать, что сейчас система госзакупок организована оптимально?
— С 2005 года на площадке форума «Госзаказ» мы занимаемся этим направлением. На наших глазах развивался рынок госзаказа: появлялись специализированные организации, которые помогали заказчикам формировать документацию, потом 94 закон, потом 44 закон. Это постоянно изменяющийся процесс, вокруг которого объединяются люди, которым небезразлично, и таких очень много.
На площадке Форума-выставки «Госзаказ – ЗА честные закупки» присутствуют заказчики, в частности, из регионов приезжают люди, которым небезразлично, что происходит у них в субъектах. В большинстве своем – это честнейшие профессиональны с большой буквы, потому что они занимаются важнейшим делом. Они распределяют бюджетные средства, которых и так не хватает в регионе. И на них собственно все это держится, на их предложениях. Потому что они работают в соответствии с требованиями законодательства. И в Государственной Думе есть парламентарии — профессионалы, которые много внимания уделяют вопросам совершенствования нормативно-правовой базы закупочной системы, один из ярких представителей – депутат Виктор Климов, который курирует закупочную деятельность, он модерировал мероприятия на нашем форуме. Гильдия отечественных специалистов в области госзаказа, которая объединяет под собой более 65 субъектов федерации — от них исходит очень много законодательных инициатив.
Хотелось бы затронуть тему положительного рейтинга заказчиков. Суть рейтинга: он базируется на определенных показателях, эти показатели формируются за счет критериев. Это большая работа, которая ведется на протяжении всего года. В прошлом году было заявлено о том, что такой рейтинг формируется, а в этом году презентовали. Уже были утверждены все критерии, это все было публично, на площадке ОНФ, проекта «За честные закупки», обсуждалось со всеми заказчиками. Те рейтинги, которые сейчас существуют, это абсолютно ангажированные рейтинги. Там места покупаются за деньги, или еще какие-то блага. 
ПАСМИ: То есть и здесь присутствует коррупция?
— Конечно. И в данном случае тот рейтинг, который формируется, дает гарантию, что он будет абсолютно прозрачный. Будет создан сайт, на котором можно будет понять, кто на каком месте находится как формируется эта информация. И этого заказчики давным-давно хотели. Они не понимают, почему они оказываются на каких-то там местах. При этом показатели эффективности гораздо лучше, чем у тех регионов, которые находятся в первой десятке.
ПАСМИ: Как вы считаете, ужесточения в сфере закупок могут привести к положительному результату?
— Я считают, что никакие ужесточения не могут помочь – это только видимость бурной деятельности. В российском законодательстве существует норма, предусматривающая уголовную ответственность за хищение. Но, к сожалению, такова система, что те, кто у нас крадут миллиардами, они спокойно занимаются своими делами. И это очень сложнодоказуемо.
Я считаю, что правоохранительные органы должны подумать о создании управлений, которые бы занимались бы преступлениями в сфере государственного заказа. Там должны работать высокопрофессиональные кадры, их надо обучить всему. Они должны разбираться в закупках лучше. У нас достаточно много обучающих институтов — это и Высшая школа экономики, и Институт госзаказа, Академия контрактных отношений (АНО ДПО «АКО»).
Надо, чтобы уголовная ответственность распространялась на руководителей высшего звена. Не на главных специалистов, а на вице-губернаторов, курирующих закупочную деятельность.
Например, в министерстве здравоохранения не отвечают за регионы, они говорят: а какие к нам претензии мы деньги передали субъекту, вот в субъекте и разбирайтесь. 
ПАСМИ: То есть закупку осуществляют уже на местах?
— Да, именно. Я считаю, что централизация – это один из важнейших элементов сокращения коррупционной составляющей.
ПАСМИ: В национальном плане по противодействию коррупции есть пункты, касающиеся госзакупок. Один из пунктов – недопущение конфликта интересов при закупке товаров. Правительство должно представить предложения по законодательному оформлению данного пункта.
— Как известно, под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность служащего влияет на надлежащее исполнение им своих должностных обязанностей и при которой возникает противоречие между его личной заинтересованностью и интересами государства, приводящее к причинению вреда последнему. Соответственно, если, например, техническое задание формируется под какого-то одного конкретного поставщика, который не сможет выполнить условия контракта, и при этом присутствует личная заинтересованность работника контрактной службы, ответственного за документацию, то это как раз и является ярким примером конфликта интересов. И с такими коррупционными факторами надо бороться, принимая соответствующие жесткие нормативные требования на законодательном уровне. Тем более, что в результате неисполнения контракта может пострадать как государство, так и общество. А помощниками в части контроля за исполнением таких норм законодательства как раз и будут выступать общественные контролеры, например, ОНФ. В каждом регионе есть местный штаб ОНФ.
Отдельно хочу отметить, что в условиях конфликта интересов страдают добросовестные поставщики, которые либо не могут участвовать и побеждать в процедурах закупки, либо которым «вставляют палки в колеса» на этапе исполнения контракта. И с этим, конечно, надо бороться.
ПАСМИ: По мнению Анатолия Выбороного, депутата Госдумы, присоединение компании в Антикоррупционной хартии, может сформировать положительный образ компании. Что, с вашей точки зрения, поможет компании зарекомендовать себя как добросовестного исполнителя госзаказа?
— Сейчас при Корпорации развития малого и среднего бизнеса (А.А.Бравермана) создается реестр малого бизнеса. 
Малый бизнес – это та сфера, в которой люди качественно исполняют государственные контракты. Когда малый бизнес участвует в закупках, и надо получить банковскую гарантию. Нет у малого бизнеса обеспечения. А если предприятие находится в этом рейтинге и участвует в конкурсе, то какие-то гарантии берет на себя Корпорация развития малого и среднего бизнеса, это был бы большой прорыв.