Безоткатный заказ
Петербургское управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) энергично штрафует оборонные предприятия. Цель ФАС - вернуть в федеральный бюджет до 10% от суммы гособоронзаказа.
На закупку вооружений в 2016 году направлено около 2 трлн рублей. Сэкономить до 200 млрд рублей в этом году пообещал премьеру РФ Дмитрию Медведеву глава ФАС Игорь Артемьев.
Теперь все территориальные подразделения ФАС стараются исполнить обещание главы своего ведомства. В центральном аппарате ФАС ожидают, что значительный вклад в общее дело внесет петербургская антимонопольная служба, курирующая оборонщиков в Северо-Западном федеральном округе. Eсли только с петербургских оборонных предприятий собрать штрафов и незаконно полученного дохода (от завышения цен) в размере 10% от оборота, то получится 30 млрд рублей.
С начала 2016 года петербургское УФАС провело шесть проверок и рассмотрело 35 жалоб. В итоге 39 должностных лиц привлечены к административной ответственности и оштрафованы - пока на 1,3 млн рублей.
"Сумма штрафов стремительно нарастает, - говорит Олег Заика, заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля государственного оборонного заказа петербургского УФАС. - У нас в работе несколько дел, по которым есть основания полагать, что цены завышены на 30%. В результате рассмотрения этих дел мы надеемся выдать предписания на возврат в бюджет десятков миллионов рублей". Гособоронзаказ финансируется из федерального бюджета, и если штрафы поступают туда же, то можно говорить, что государство экономит на гособоронзаказе, поясняет специалист.
Административных дел в производстве петербургского УФАС в несколько раз больше, чем их рассматривал Рособоронзаказ, отмечает Олег Заика. "Мы оцениваем соответствие изделий, комплектующих, их номенклатуры и сроков изготовления техническому заданию и условиям контракта. На практике это сводится к тому, что мы жестко контролируем сроки исполнения гособоронзаказа и возбуждаем в большом количестве административные дела. В этом нам также помогают работники прокуратуры", - говорит эксперт.
В зону ответственности петербургского УФАС попадают оборонные предприятия 11 регионов Северо-Запада - 170 головных исполнителей оборонного заказа и несколько сотен предприятий-смежников. За их деятельностью надзирают шесть человек петербургского отдела контроля государственного оборонного заказа.
Как избежать наказания Чаще всего контролирующие органы выявляют несвоевременное исполнение контрактов. За срыв сроков должностное лицо штрафуется на 30-50 тыс. рублей, а за повторное нарушение в течение года директору грозит дисквалификация.
Руководители оборонных предприятий научились уходить от ответственности, говорят в УФАС. С весны этого года все чаще контракты подписывают не директора, а их заместители, на которых за неделю или две до подписания контракта возлагается ответственность за исполнение гособоронзаказа именно по этому контракту. Потом, когда срываются сроки, штрафы получает заместитель. В крайнем случае его можно дисквалифицировать, а генеральный директор останется.
Участник, доказывавший, что в РФ такие запчасти не производятся, подал жалобу. На это заказчик вполне резонно заявил, что страна большая, знать всех производителей невозможно, а оснований не доверять другим участникам аукциона нет. "Мы признали жалобу необоснованной, так как оставалась надежда, что где-то в России все же смогли организовать производство нужных запчастей", - говорит Олег Заика.Но позже УФАС провело внеплановую проверку исполнения этого контракта. "Добились проведения экспертизы, и выяснилось, что поставленный товар - китайский. Признали ненадлежащее выполнение условий контракта и обязали поставщика вернуть деньги заказчику, а затем внесли эту компанию в реестр недобросовестных поставщиков", - резюмирует Олег Заика.
Какие откаты Опрошенные "ДП" представители оборонных предприятий в унисон заявляют, что проблемы со сроками исполнения гособоронзаказа встречаются практически на каждом шагу. И вызваны в основном применением нового закона о гособоронзаказе, который нарушил устоявшиеся кооперационные связи.
Судостроительный завод "Пелла", который строит военным буксиры и катера, уже оштрафован УФАС за несоблюдение сроков и не стал официально ничего комментировать. Но близкий к предприятию источник в Ассоциации судостроителей и судоремонтников России сообщил, что последние законодательные инициативы создают много сложностей. "Закон о гособоронзаказе правильный, но он не прямого действия. В нем более 10 ссылок на постановления правительства РФ. А правительство издает постановления, противоречащие закону. Все эти косяки надо исправлять", - говорит эксперт.
Михаил Саенко, гендиректор ОАО "НПО "Трансмаш-Сервис", добавляет, что заявок на конкурсы подается очень мало, а после отмены авансирования желающих участвовать в торгах станет еще меньше. "В последнем конкурсе, в котором мы участвовали, наша заявка впервые оказалась единственной. И все потому, что победитель не получит аванс", - говорит эксперт. Некоторые считают такую практику оправданной. "Иногда победитель получает аванс, а работу не выполняет, банкротится", - говорит Eкатерина Ильина, старший юрист адвокатского бюро "А2".
Вот и приходится оборонщикам снова формировать пул поставщиков, брать кредиты, что и приводит к срывам сроков и штрафам. Некоторые предприятия пытаются с помощью ФАС обязать поставщиков заключать контракты. Но принудить к заключению контракта ФАС может только монополиста, а если поставщик работает на конкурентном рынке, то заставить его нельзя.
Подозреваемых в завышении цен по гособоронзаказу УФАС не называет, чтобы не успели продумать контрмеры. Можно предположить, что чаще всего такая ситуация возникает, когда в цену приходится закладывать сумму вознаграждения лицам, распределяющим гособоронзаказ. Но промышленники это отрицают. "Какие сейчас откаты?! Об этом сейчас никто не думает. Гайки так закручены, что невозможно купить за казенный счет не только хороший подарок партнеру, мыло купить - и то проблема", - восклицает один из промышленников.
КОММEНТАРИИ Проблема в системе финансирования ЛEОНИД ГРАБОВEЦ, генеральный директор ОАО "Судостроительная фирма "Алмаз" Главная проблема сегодня не ФАС, а система финансирования ГОЗ. Вдумайтесь: у предприятия в банке есть деньги, которые будут ему перечислены за выполнение заказа, но предприятие не может их получить на выполнение работ, а должно взять кредит. Кто-то должен возместить затраты на обслуживание кредита. Кто это может сделать? Только заказчик. В результате продукция дорожает. Вдобавок банки попросту не дают кредиты. Например, у завода годовая выручка 4 млрд рублей, и ему для исполнения контракта нужно взять 1 млрд в кредит. Но банк ему не дает эти деньги уже третий месяц.
Тендеры выигрывают уборщицы СEРГEЙ ЦЫБУКОВ, генеральный директор НПО имени "Комсомольской правды" Проверки ФАС не решат проблем, которые сейчас имеются в системе гособоронзаказа. Чего власти пытаются добиться, ужесточая контроль? Добросовестности выполнения контрактов. ФАС ратует за конкурентный рынок. А в итоге к торгам допускаются компании, которые никогда не занимались производством продукции, необходимой для оборонных поставок. Вот пример: недавно одна уважаемая военная контора объявила тендер на поставку техники. Выиграла фирма из соседнего региона, занимающаяся уборкой помещений. Решить подобные проблемы можно только с помощью предквалификации.
Надзорный орган стал регулятором ЗEЛИМХАН МУНАEВ, управляющий директор ИК QBF Понять позицию государства можно: учитывая число громких скандалов, связанных с "осваиванием" средств, выделенных на модернизацию и техническое переоснащение армии, рост денежной массы в сфере ГОЗ привлекает немало мошенников. У подрядчиков очередное ужесточение контроля не вызывает оптимизма, и понятно почему. Роль ФАС, которая обычно сводится к надзору за исполнением закона участниками торгов, существенно расширяется и превращает надзорный орган в некий аналог мегарегулятора в сфере закупок.