Как обеспечить прозрачное сопоставление заявок участников закупки
![](/data/2016/09/12/1120691613/45jk5j543.png.(250x188x123).png)
Если есть необходимость сопоставить не только предложенную участниками закупки стоимость, но и качество закупаемых работ, то используется более сложный и более результативный метод – дифференцированная система сравнения. Как правило, баланс "цена – качество" заказчик фиксирует в закупочной документации при объявлении закупки. В этом случае не важно, какой способ был выбран заказчиком при сравнении (весь алгоритм в одном разделе или отдельные расчеты по каждому из критериев), важно, чтобы после изучения закупочной документации поставщик смог составить сводную табличку критериев сравнения, которые в каждом отдельном случае будут свои.+
Независимо от того, по скольким критериям будут сравниваться предложения поставщиков, заказчик должен четко определить порядок присвоения баллов по каждому из них и зафиксировать это в закупочной документации. Кроме этого, при составлении требований к заявке участника необходимо учесть, что она должна быть составлена так, чтобы закупочная комиссия смогла легко отыскать информацию для заполнения ячеек сопоставительной матрицы.
Как базовый вариант эксперты рекомендуют использовать многокритериальное сопоставление с указанием диапазона по каждому критерию, чтобы каждый участник закупки мог сам подсчитать свои баллы. Стоит отметить, что на сегодняшний день некоторые электронные площадки уже предлагают автоматизированный вариант такого подсчета.
Еще один вариант сопоставления – это присвоение баллов по критерию, в котором одной из переменных выступает "лучшее из поданных предложений". Специалисты заявляют о несовершенстве такого варианта, но именно он рекомендован методологией контрактной системы.
Еще один важный момент, который необходимо зафиксировать в закупочной документации – это удельный вес каждого из критериев. В противном случае порядок сопоставления по закупке вполне обоснованно будет признан непрозрачным.
Стоит отметить, что сейчас заказчик пока не обязан составлять итоговый протокол или перечень информации проведенного сравнения, но заказчики заинтересованы в обнародовании результатов, из которых ясно, кто победитель закупки. Сейчас сделать сведения о выборе победителя наглядными можно несколькими способами. В случае электронного аукциона достаточно отразить в итоговом протоколе цену, предложенную каждым из допущенных участников. Если речь идет о конкурсе или другой многокритериальной закупке, в итоговый протокол можно включить те данные, которые повлияли на выбор победителя.
Таким образом, еще до официального объявления имени победителя госзакупки, он очевиден. А если по каждому критерию представить также имеющиеся значения, то каждый участник сможет самостоятельно пересчитать итоговый бал своих конкурентов.
http://torg94.ru/stat/7918.html