• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новые планы унификации системы закупок госкомпаний и госкорпораций

Для снижения издержек монополий и госкомпаний (а заодно для поддержки малого бизнеса) ФАС в очередной раз предлагает жесткое регулирование их закупок. Им предстоит принять программы развития конкуренции среди своих поставщиков и план сокращения закупок у единственного поставщика. В законодательстве ФАС хочет установить закрытый перечень способов закупки. Сейчас госкомпании творчески подходят к этим процедурам – Минэкономразвития насчитало 3800 способов, в том числе «закупка на основе устойчивых хозяйственных связей», «иной не запрещенный законом способ» и «наш любимый способ закупки». На такие закупки приходится 55% заказа госкомпаний, еще 38% – у единственного поставщика. В действительности же все эти способы маскируют закупки у единственного поставщика, объясняет замруководителя ФАС Рачик Петросян.
Ввести закрытый перечень способов предлагало и Минэкономразвития. Но отказалось от этой идеи, встретив сопротивление компаний. И сейчас министерство готово ограничиться закрытым перечнем способов закупок только у малого и среднего бизнеса, а в остальном предоставить выбор самим компаниям и их советам директоров. Но ФАС против такого смягчения законопроекта, рассказывал ранее Петросян.
Задача повысить эффективность закупок не обязательно решается унификацией их процедур, говорила на конференции «Ведомостей» заместитель директора Института анализа предприятий и рынков ВШЭ Светлана Авдашева, а очень часто – как раз отказом от унификации. Статистика госзакупок, которые жестко регулируются, «не дает оснований верить, что введение абсолютно унифицированных процедур хотя бы цены позволит понизить, не то что качество исполнения повысить», объясняла она.
Впрочем, и закупки государства ФАС предлагает подвергнуть очередной реформе, а фактически вернуться к прежним правилам их процедур – перейти от конкурсов с субъективными критериями к электронному аукциону. Высокие требования к квалификации участника и качеству товара необходимо установить на входе, чтобы к самому аукциону допустить только проверенных исполнителей услуг и поставщиков качественных товаров, объясняет Петросян.
Переход к конкурсам от аукционов, исход которых зависит от цены, был целью контрактной системы, заменившей прежний закон о госзакупках (94-ФЗ). Предполагалось, что участники конкурсов будут соревноваться в качестве, а не получать заказ демпингуя. Но цели, стоявшие перед новым законом, не достигнуты, признавала ранее Ольга Анчишкина, эксперт ООН по публичным закупкам и бывший директор департамента Минэкономразвития (в 2011 г.). Контрактная система не достигла своих целей, полагает и первый проректор ВШЭ Александр Шамрин: институты содержательного контроля не заработали, эффективность госзакупок не оценивается.
На аукционах закупаем то, что дешевле и поддается простому описанию – стол, стул, для более сложных закупок, когда важно качество, больше подходит конкурс, рассказывает один из госзаказчиков. В этом проблема системы закупок: заказчикам не разрешают купить то, что они хотят, сетует он. Есть закупки, которые не формализуются, поэтому конкурсы могут и должны остаться, например, для закупок научных работ или творческих услуг, уточнил Петросян, но заказчики должны публиковать свои оценки и заявки. Конкурсы в электронной форме были бы очень удобны, признает заказчик, технически все то же самое, но не надо организовывать комиссии, хранить бумаги.