• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Время на роскошные закупки чиновников

Федеральная контрактная система не заработает полностью в этом году: нормы, ограничивающие стоимость закупаемых товаров, не разработаны. Аппетиты госзаказчиков будут серьезно ограничены только с 2016 г.

Срок вступления в силу положений о нормировании в очередной раз перенесен, заявил вчера директор департамента Минэкономразвития Максим Чемерисов, выступая на Всероссийском форуме контрактных отношений. Норма заработает с 1 января 2015 г., уточнил он. 
Правила нормирования — один из ключевых элементов закона о контрактной системе (КС; с 1 января 2014 г. сменил закон о госзакупках 94-ФЗ). Они должны ограничить возможности чиновников закупать люксовые товары. Есть три вида нормирования, перечисляет Чемерисов: требования к работам и услугам, предельные цены (например, автомобиль не дороже 3 млн руб.) и нормирование всех затрат заказчика.
Какие виды товаров попадут под нормирование, неизвестно, говорит исполнительный директор Национальной ассоциации институтов закупок Георгий Сухадольский: список будет определен в подзаконных актах, а окончательные требования установят местные власти. 
Чиновники утверждают, что на внедрение КС отсрочка не повлияет. Нормирование используется при формировании планов закупок, а по КС они становятся обязательными только с 2015 г., сказал представитель Минфина, нужно было согласовать оба процесса. Нормирование закупок — инструмент бюджетного процесса, а он запускается с начала года, объяснял Чемерисов, поэтому если бы механизм заработал с 1 июля (как планировалось ранее), то на госзаказ этого года он не успел бы повлиять. Теперь же есть время лучше проработать необходимые правовые акты, аргументировал чиновник, с 2015 г. процедура заработает.
Планирование госзакупок происходит и сейчас, не согласна правовой консультант госисполнителя, график готовится до 1 июня, финальное согласование затрат — с Минфином. Если бы правила нормирования были одобрены до 1 июля 2014 г., то планы на 2015 г. пришлось бы верстать с учетом новых требований, говорит собеседник «Ведомостей», теперь этого не произойдет. Под нормирование подпадут планы только на 2016 г., согласен Сухадольский. 
Нормирование могло бы повлиять и на закупки 2014 г., считает профессор РАНХиГС Людмила Пронина, изменения могут вноситься в бюджет на любом этапе, если у госзаказчика появились дополнительные доходы, он обязан их распределить.
Нормирование — это попытка привить культуру репрессиями, говорит эксперт Комитета гражданских инициатив Иван Бегтин, но экономия от этой меры сомнительна: все чиновники подтянутся к предельным нормам. Из-за того что чиновники массово размещают заказы лишь под конец года и в результате не успевают потратить средства, потери куда выше, утверждает эксперт: «Неосвоенные средства — это невыполненные задачи». Эффект от нормирования прежде всего психологический, а не финансовый, отмечает Сухадольский: население не хочет, чтобы бюджетные средства тратились на роскошные закупки.