• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Перезагрузить систему

Российские производители ПО получат преференции

Комитет Госдумы по науке и наукоемким технологиям внесет на рассмотрение правительства проект поправок в ФЗ-44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и в ФЗ-223 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Эти поправки обяжут госкомпании и организации отдавать предпочтение российской IT-продукции. Также будет введен внешний аудит со стороны Федеральной службы безопасности IT-решений в случае возникновения подозрения на нарушение информационной безопасности. Такое решение утвердили на заседании комиссии по нормативно-правовому обеспечению развития наукоемких технологий стратегических информационных систем при Комитете Госдумы по науке и наукоемким технологиям.

До 10 июля комиссия будет принимать предложения по этой теме, и работа над документами продолжится во время думских каникул. Об этом сообщил первый заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям Дмитрий Новиков в ходе заседания комиссии, на которой представители государственных органов, исследовательских институтов и некоммерческих объединений отечественных разработчиков программного обеспечения обсудили вопросы импортозамещения в сфере стратегических информационных систем (СИС) в России.

Как отметил Дмитрий Новиков, на протяжении последнего полугода РФ сталкивается с угрозой введения санкций против российских организаций, в том числе имеющих стратегическое значение: "Эти меры могут не только вызвать негативный экономический эффект, они несут опасность разрушительного влияния на сектора экономики, которые отвечают за развитие общества в целом. Решать эту проблему необходимо через импортозамещение".

По данным Комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям, сегодня доля используемого импортного ПО составляет 67%, а в аппаратной части - 90%. Это уже привело к негативным факторам. "Во-первых, речь идет о высокой уязвимости СИС, установленных на отечественных предприятиях, по отношению к внешнему воздействию. Используются механизмы "жучков" и "закладок", способных по сигналу извне парализовать программное и аппаратное обеспечение, установленное на стратегических объектах, - отметил Дмитрий Новиков. - Помимо этого, тесное взаимодействие отечественных IT-компаний с иностранными вендорами привело к сильному оттоку финансовых средств".

По данным минэкономразвития, в 2013 году объем российского IT-рынка составил 762,3 млрд рублей. "Ежегодный объем лицензионных отчислений крупнейшим иностранным компаниям отрасли IT в России составляет до 40% от общего объема российского рынка информационных технологий и достигает 285 млрд рублей. При этом более 85 млрд рублей из этой суммы приходится на расходы государственных организаций. Налицо финансовые потери, которые можно было бы избежать при импортозамещении", - добавил Дмитрий Новиков.

В ходе заседания комиссии депутаты отметили, что основной причиной сложившейся ситуации является отсутствие четкой государственной политики в сфере IT и отсутствие поддержки со стороны ряда профильных органов исполнительной власти. Но в последнее время ситуация стала меняться в положительную сторону, и Госдума всерьез занялась созданием нормативной базы для поддержки замещения импорта. Напомним, что 1 июля Госдума одобрила запрет на размещение сайтов госорганов на зарубежных серверах. Теперь государственные и муниципальные власти обязаны использовать для размещения своих интернет-ресурсов серверные мощности, расположенные на территории РФ.

По мнению ответственного секретаря комиссии Андрея Черногорова, основополагающим аспектом импортозамещения должно стать законодательное закрепление определения субъекта регулирования, то есть российского производителя ПО и отечественного программного продукта. "Мы предлагаем считать компанию IT-разработчика отечественной, если доля иностранного капитала в ней не превышает 25%, более 75% ее продаж приходится на Россию, она является налоговым и юридическим резидентом РФ, и доля иностранных граждан в составе ее персонала не превышает 25%. А российский IT-продукт не должен содержать компонентов, которые требуют лицензионных отчислений иностранным компаниям", - рассказал Андрей Черногоров.

Помимо внесения поправок в сфере закупочной деятельности участники комиссии предложили провести аудит уже созданных решений на соответствие необходимым требованиям и возможности замены иностранных программ на российский аналог. Предложено также разработать "дорожную карту" для реализации программы импортозамещения и механизм контроля за эффективностью ее реализации. По мнению экспертов, замещение новыми решениями должно быть постепенным, без обязательной замены уже функционирующих систем.

Разработчики отечественных IT-технологий отметили, что широкое проникновение на российский рынок крупных западных IT-компаний привело к серьезному росту коррупции среди чиновников и топ-менеджеров, отвечающих за формирование государственного и корпоративного заказов. Причем инициаторами "теневых" схем зачастую выступают именно иностранные бизнесмены. По мнению президента Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) Ольги Усковой, происходит увеличение доли противозаконных схем на рынке, основанных на практике "откатов".

"Помимо этого наблюдается низкая эффективность внедрения иностранного ПО. Россией уже накоплен большой опыт разработки и внедрения IT-решений. Многие международные рейтинговые агентства считают высококонкурентными российские разработки в сфере информационной безопасности, электронной торговли, электронного документооборота, искусственного интеллекта и технологий обработки лингвистической информации, - отметила Ольга Ускова. - Наиболее проблемными зонами импортозамещения в IT России пока остается создание операционных систем и элементной базы. Но эти трудности можно решить за 3-4 года, используя для создания собственной операционной системы программные средства с открытым кодом на базе Linux. Кроме этого, можно изменить географию поставщиков "железа". Для этого нужно развивать отношения с альтернативными зарубежными центрами, в первую очередь азиатскими".

По мнению президента некоммерческого партнерства Руссофт Валентина Макарова, резкое импортозамещение может исказить финансовый рынок, так как сейчас вся экономика строится на IT. "Импортозамещение имеет свои риски. В первую очередь это высокая степень государственного участия на рынке. А близость к власти госкорпораций позволит им лоббировать решения по импортозамещению в свою пользу.

Помимо этого процедуры проведения госконкурсов и выбора победителей не обеспечивают равных условий конкуренции, - отметил Валентин Макаров. - Но эти риски можно снизить, ограничив сферы обязательного импортозамещения сферами информационной безопасности и технологической независимости. Нужно ввести механизмы саморегулирования, привлекая конкурентов к совместной работе по подготовке тендерной документации и участию в конкурсных комиссиях".

http://www.rg.ru/2014/07/08/preferencii.html