У госзаказчиков могут появиться новые возможности закупать без конкурса
Круг претендентов на контракт без конкурса Минэкономразвития предлагает существенно расширить – снизить в пять раз, до 1 млрд руб., минимальный размер инвестиций в региональный проект, для федеральных контрактов – до 3 млрд. Еще одно условие – продукция не должна иметь аналогов в России, отмечает чиновник Минэкономразвития.
Ни один специальный инвестиционный контракт пока не заключен – форма подачи заявки была утверждена только в октябре. Идут переговоры, правительство составляет список компаний, проявивших интерес к механизму. В версии списка, подготовленной к инвестиционному форуму в Сочи (есть у «Ведомостей»), около 90 проектов от примерно 40 компаний на 1,4 трлн руб. С тех пор список серьезно обновился, говорит человек, близкий к Минпрому. Со многими компаниями из этого перечня ведутся переговоры, хотя он и не исчерпывающий, подтверждает представитель Фонда развития промышленности, механизм интересен бизнесу: гарантирует инвестору стабильные правила игры, а в ряде случаев и рынок госзаказа. Сами компании относятся к идее сдержанно – сотрудники нескольких предприятий из списка сказали, что взяли время подумать.
«Мазда Соллерс мануфакчуринг рус» планирует подать заявку в ближайшее время, сказал представитель «Соллерса», конкретные меры поддержки будут обсуждаться в ходе рассмотрения проекта завода по производству двигателей. «Биокад» планирует использовать новые возможности сотрудничества с государством, говорит вице-президент по правовым вопросам «Биокада» Алексей Катков. Компания готова инвестировать в строительство заводов по производству лекарств, не имеющих российских аналогов, и рассчитывает стать единственным поставщиком государства, отмечает он.
Госзаказчику нужна в первую очередь продукция конечного потребления: лекарства, медизделия, продукция электроники, говорится в пояснительной записке к поправкам. Если закон о госзакупках распространится на унитарные предприятия, то добавится сельхозтехника, техника для коммунального хозяйства, подвижной состав, общественный транспорт. Но предложенные нормы распространяются на все отрасли, говорит представитель Минэкономразвития.
Закупка у единственного поставщика не предусматривает конкурса, но цена будет регулироваться. Порядок ее определения установит правительство. Он может быть аналогичным порядку определения цен на жизненно важные лекарства (есть реестр закупочных цен), говорит представитель Минфина.
Выбрать какую-то из компаний единственным поставщиком – не обязанность, а право заказчика, отмечает представитель Минфина, у министерства нет концептуальных возражений по проекту. Позиция Федеральной антимонопольной службы пока не сформирована, говорит ее представитель.
Эксклюзивный доступ к госзаказу – очень тонкий вопрос, осторожен председатель экспертного совета ФРП Антон Данилов-Данильян: если инвесторы возьмут госзаказ, а затем не справятся, они не только сорвут контракт, но и лишат рынка более мелких конкурентов, нужно очень тщательно анализировать рынок. Механизм ограничивает конкуренцию, считает эксперт Агентства стратегических инициатив Юрий Данилов. Минэкономразвития само критикует госзаказчиков за закупки у единственного поставщика без конкурса. В 2014 г. на такие закупки пришлось 17,66% госзаказа, в 2015 г. – уже 22,85% (данные на 14 октября). Предложенные меры несильно увеличат количество единственных поставщиков, говорит руководитель Ассоциации директоров по закупкам Андрей Черногоров, но «средний чек» контракта с единственным поставщиком серьезно возрастет.