Квота МСП в закупках госкомпаний будет увеличиваться
Сейчас госкомпании должны отдавать малому и среднему предпринимательству (МСП) 10% от закупок на специальных торгах (всего - 18%). Такие нормы были введены 1 июля 2015 года для компаний, имеющих оборотный капитал свыше 10 млрд рублей. С 1 января 2016 года исполнять квоту МСП должны и госкомпании с оборотом от 2 млрд рублей. Стоит отметить, что квоты не распространяются на сферу услуг естественных монополий.
Согласно ежемесячной отчетности госкомпаний, их закупки у малого и среднего бизнеса в 2015 году составили 1,6 трлн рублей. Но в Корпорации МСП другие цифры — 35 крупнейших заказчиков России закупили у представителей МСП услуг, работ и продукции на 196 млрд рублей, что составило 36,2% от общего объема их закупок. На 2016 год, согласно сведениям Корпорации МСП, у госкомпаний в планах уменьшить сотрудничество с малым и средним бизнесом - до 170 млрд рублей.
Корреспонденты издания «Ведомости» опросили представителей госкомпаний. Те считают, что увеличивать квоты МСП преждевременно. В РЖД отметили, что квоты ввели в действие лишь в июле прошлого года. Юрий Зафесов из департамента закупок «Россетей» считает, что нужно дать хотя бы год для оцени результативности инициативы. Также Зафесов рассказал, что по итогам 2015 года квота по МСП была соблюдена в Россетях, но у дочерних предприятий госкомпании возникли сложности. Александр Паршков, вице-президент «Алросы», отметил, что одними административными мерами помочь малому бизнесу не получится. Что касается закупок корпорации, Паршков рассказал, что в прошлом году госкомпания приобрела у малого и среднего бизнеса химическую продукцию, автотранспорт, технологическое оборудование, услуги монтажа оборудования, а также услуги, связанные со строительством. Каждый второй свой госзаказ «Алроса» отдала представителю МСП, уверяет вице-президент госкомпании. Также он отметил, что иногда крупные производители предлагают более низкие цены, а среди МСП часто встречаются посредники.
Антон Емельянов, председатель комитета ТПП по закупкам, считает, что для достижения реальных результатов необходим диалог между поставщиками и заказчиками, одни лишь формальные квоты ситуацию не исправят.