Государственным компаниям – курс на контрактную систему.
Госкомпаниям уже сегодня следует начинать готовиться к проведению закупок в духе положений закона "О контрактной системе" (44-ФЗ), заявил аудитор Счетной палаты РФ Максим Рохмистров в ходе рабочей встречи с руководителями по закупкам крупнейших компаний с государственным участием в аналитическом центре "Интерфакс-ProЗакупки".
"Госкомпаниям следует искать специалистов в области 44-ФЗ, самостоятельно сближать положения о закупках с нормами этого закона, - сказал М.Рохмистров. - Лучше добровольно перейти к более эффективной системе закупок. Пусть не в этом году, пусть через год, но порядок наводиться будет. В любом случае, сегодня установка именно на наведение порядка, обеспечение открытости и прозрачности закупок госкомпаний".
М.Рохмистров отметил, что сегодня для страны важно, чтобы закупки были эффективными и стимулировали развитие отраслей экономики. "Одной из функций государства является развитие общества и экономики, в том числе, предпринимательства, - пояснил он. - Если просто раздать деньги предпринимателям, то ничего не получится. Поэтому их вовлечение в экономический процесс происходит через госкомпании, когда через их закупки предприниматели вовлекаются в оборот, развиваются экономические отношения в обществе. И задача государства в том, чтобы их развить до такого уровня, чтобы присутствия государства в экономике (в виде госкомпаний) не требовалось".
Под эффективностью закупок, по словам М.Рохмистрова, подразумевается, прежде всего, своевременное получение необходимой продукции за релевантную цену.
"Эффективность в закупках оценивается не в экономии - по некоторым позициям большую экономию мы оцениваем, как нарушение - неправильно выставлена НМЦ (начальная (максимальная) цена), - подчеркнул М.Рохмистров. - В закупках есть множество факторов: своевременность, соответствие товара потребностям, гарантийный период. Если процедура понятна и прозрачна, необходимый товар получен в срок, а вокруг нет дополнительных вопросов, то закупка проведена успешно".
"Закон "О контрактной системе" хорош тем, что мы видим все - от обоснования необходимости закупки до итогового результата и последствий, - добавил аудитор. - Например, учитываем и такое нарушение, когда результаты контракта не были использованы в течение финансового года - и такое нередко бывает. Это уже неэффективная закупка".
По мнению М.Рохмистрова, если бы 223-ФЗ (закон "О закупках товаров, работ услуг отдельными видами юридических лиц") был действенным, и закупки госкомпаний по эффективности были бы соизмеримы с эффективностью 44-ФЗ, то не пришлось бы поднимать вопрос об увеличении уровня регулирования в закупках госкомпаний. "Все равно придем к тому, что максимально сблизим нормы законов, - добавил он. - Хотя бы в области понятных процедур".