• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Правительство может в 2021 г обновить правила обоснования цен по госконтрактам.

Правительство РФ может в текущем году обновить правила обоснования начальных (максимальных) цен (НМЦК) по госконтрактам, заявил заместитель министра финансов Алексей Лавров в ходе рассмотрения в I чтении в Госдуме так называемого второго оптимизационного пакета поправок к закону "О контрактной системе" (44-ФЗ).

"В этом году правительство планирует выпустить новые рекомендации по обоснованию НМЦК по госконтрактам, - сказал Лавров. - Предлагаем заказчикам при обосновании НМЦК ориентироваться на использование Каталога товаров, работ, услуг (КТРУ) Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок, где указаны сопоставимые цены".

В ходе обсуждения законопроекта депутаты указали на проблему завышения цен госзаказчиками при обосновании НМЦК. Соответственно их интересовала возможность решения этой проблемы за счет внесения соответствующих положений в 44-ФЗ.

"Обоснование НМЦК в самом оптимизационном законопроекте не затрагивается, - ответил Лавров на вопросы депутатов. - Это полномочия правительства".

При этом заместитель министра финансов отметил, что реализация положений оптимизационного законопроекта должна привести, в частности, к увеличению числа участников закупок. Это, в свою очередь, должно отчасти решить эту проблему.

"При участии в закупке большого числа поставщиков заказчикам будет затруднительно устанавливать (и удерживать - ИФ) завышенную цену", - сказал Лавров.

Как сообщалось, ранее Минфин неоднократно указывал на необходимость совершенствования механизма определения НМЦК как в госзакупках, так и в закупках госкомпаний.

"Надо навести порядок с определением, чтобы она изначально не была завышена, - говорил летом прошлого года заместитель руководителя департамента бюджетной политики в сфере закупок Минфина Артем Гриненко. - Впоследствии можно будет сфокусироваться на аномальных снижениях".

"Хотели бы обеспечить обоснование цены контрактов стоимостью, сложившейся, в том числе, в ходе госзакупок, - говорил Гриненко. - Для этого по каждой позиции КТРУ планируем вести статистический учет. В том числе ценовой информации".

Прежде регуляторы неоднократно поднимали вопрос улучшения механизма определения НМЦК. Так, в начале 2020 года руководитель Федерального казначейства Роман Артюхин объяснял необходимость совершенствования механизмов ценообразования и формирования НМЦК при госзакупках тем, что казначейское сопровождение госконтрактов и проверки госфинконтроля показали в 2019 году резкое увеличение расходов подрядчиков при получении ими госзаказа. При этом глава Казначейства подчеркивал, что речь идет о необоснованном завышении цены госконтрактов.

"Так, уровень рентабельности по отдельным однолетним контрактам составляет 30% и выше, - говорил Артюхин. - Госфинконтроль при последующих проверках эти данные подтверждает".

"Видим основную проблематику на этапе формирования НМЦК, - говорила летом 2019 года заместитель начальника управления по контролю в сфере контрактных отношений Казначейства Елена Лабурцева. - При проверках выявляются факты, свидетельствующие о завышении цен при формальном соблюдении норм законодательства".

"На практике имеются случаи, когда запросы коммерческих предложений направляются аффилированным с заказчиком компаниям, или ответ на такие запросы поступает от компаний, которых просто не существует - вариантов много", - отмечала прежде руководитель департамента бюджетной политики в сфере закупок Минфина РФ Татьяна Демидова.

Стоит отметить, что в конце прошлого года Госдума приняла в I чтении проект поправок к закону "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (223-ФЗ), согласно которым госкомпании должны будут обосновывать НМЦК.

"Законопроект предусматривает дополнение 223-ФЗ нормой о том, что положения о закупках должны включать в себя порядок определения цены договора, формулу цены, порядок обоснования цены и т.п.", - говорил в декабре заместитель министра финансов Алексей Лавров при рассмотрении законопроекта в Госдуме.

"Недостаточное обоснование госкомпаниями НМЦК контракта в рамках 223-ФЗ рассматривается отечественными предпринимателями как один из основных барьеров при допуске отечественной продукции к закупкам госкомпаний", - добавлял в свою очередь депутат Владимир Гутенев.

По словам Лаврова, принятие этой поправки позволит повысить прозрачность и обоснованность закупок в рамках 223-ФЗ.

Источник:https://prozakupki.interfax.ru/articles/2085