Правила закупок оспорят в ВТО.
Еврокомиссия увидела дискриминацию в российском импортозамещении.
Евросоюз намерен оспорить в ВТО меры российских властей по части импортозамещения при закупках компаний с госучастием. Причина — «дискриминация европейских поставщиков», которые не могут на равных предлагать российским госкомпаниям свои товары и услуги. Власти РФ при принятии оспариваемых норм предполагали их несоответствие нормам ВТО, но учли тот факт, что Россия не присоединилась к соглашению этой организации по доступу к закупкам, и поэтому четкого регламента ограничений в этой сфере для нее нет. Кроме того, поскольку работа апелляционной инстанции ВТО по-прежнему заблокирована, исполнение решений этой организации сейчас является исключительно добровольным делом.
Евросоюз запрашивает консультации с Россией в рамках механизмов Всемирной торговой организации (ВТО) из-за ранее введенных РФ протекционистских мер, которые ограничивают участие европейских компаний в закупках компаний с госучастием (ФЗ-223). Как сообщила вчера Еврокомиссия (ЕК), «такая практика, вероятно, противоречит правилам ВТО, которые требуют, чтобы Россия не дискриминировала иностранные компании в этой сфере».
Беспокойство европейцев вызвали три нормы.
Прежде всего это механизм ценовых преференций для российских поставщиков — при оценке заявок на участие в закупке российские товары считаются на 15% (до 30% по отдельным позициям) дешевле, чем указано в заявке. Вторая норма касается получения госкомпаниями предварительного разрешения на закупку машиностроительной продукции за рубежом, его выдает правительственная комиссия по импортозамещению. «Разрешение выдается на произвольной основе и не требуется для закупки отечественной машиностроительной продукции»,— указано в сообщении ЕК. Третий блок касается обязательств госкомпаний по минимальной доле закупок российской продукции — норма действует с 2020 года и распространяется на 250 товаров, включая автомобили, оборудование, медицинские приборы и текстильные изделия (см. “Ъ” от 7 декабря).
Отметим, что еще на этапе обсуждения этих правил Государственно-правовое управление президента критиковало их как раз из-за несоответствия нормам ВТО (см. “Ъ” от 19 мая). Россия при вступлении в эту организацию не присоединилась к соглашению о госзакупках (участие в нем является добровольным), что и позволяет вводить квоты при формировании госзаказа, но для госкомпаний такой однозначности нет. Владимир Путин отмечал, что никаких нарушений правил ВТО нет, но рекомендовал правительству продумать механизм «потоньше» для компаний с госучастием (см. “Ъ” от 4 июня 2020 года).
Впрочем, оспорить нормы в рамках ВТО сейчас нельзя, так как после решения панели арбитров (с учетом официальных консультаций до вынесения решения проходит не менее двух лет) другая сторона может подать апелляцию — и в условиях нехватки судей в этой инстанции вынесение финального решения будет отсрочено.
В 2020 году страны подали всего пять запросов в ВТО (в 2019 году их было 20) — абсолютный минимум за все время работы организации. Помимо влияния пандемии такое снижение активности объясняется и тем, что США по-прежнему блокируют назначение новых судей апелляционного органа организации. Его работа приостановлена с 10 декабря 2019 года, когда истек срок полномочий очередного судьи (для вынесения решения иск должен рассматриваться минимум тремя судьями). Теперь, несмотря на то, что основной орган по разрешению споров ВТО продолжает работать, исполнение его решений фактически становится добровольным делом, ведь окончательным считается решение именно апелляционной инстанции.
Авторы: Диана Галиева, Татьяна Едовина
Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4908939