Минпромторг РФ может стать "единым заказчиком" для закупки российской промпродукции для госорганов
Минпромторг РФ может получить полномочия по обеспечению госорганов различных уровней промышленной продукцией российского производства, следует из законопроекта (№ 220638-8), внесенного на рассмотрение Госдумы РФ рядом депутатов.
Сам документ предусматривает внесение в закон "О промышленной политике" (488-ФЗ) поправки, расширяющей полномочия Минпромторга. То есть, в случае принятия этого законопроекта министерство должно будет заниматься также обеспечением промышленной продукцией, произведенной на территории РФ, федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, юридических лиц и территорий, определяемых решениями правительства РФ.
"Внесение таких изменений в 488-ФЗ обусловлено необходимостью создания условий для формирования спроса на отечественную продукцию со стороны заказчиков, - говорится в пояснительной записке к законопроекту. - Проектируемые положения законопроекта позволят увеличить производство импортозамещающей продукции и ограничить допуск иностранных товаров к осуществлению закупок для государственных и муниципальных нужд".
В пояснительной записке отмечается также, что реализация этого законопроекта потребует создания федерального казенного учреждения (ФКУ) "Федеральный центр обеспечения промышленной продукцией". Его учредителем должен стать Минпромторг.
Это ФКУ должно будет заниматься организацией и проведением закупок российской промпродукции в интересах федеральных и региональных органов власти.
В настоящее время в РФ для стимулирования закупок продукции российского производства используется механизм квотирования - для госзаказчиков и госкомпаний установлены квоты на закупку отдельных видов российской промпродукции.
Как сообщалось, летом 2020 года были приняты поправки к законам "О контрактной системе" (44-ФЗ) и "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (223-ФЗ), предусматривающие введение механизма квотирования. Позднее они были дополнены правительственными постановлениями об утверждении квот на закупку госзаказчиками и госкомпаниями товаров российского производства или произведенного в странах ЕАЭС. Они вступили в силу с января 2021 года.
Этими документами утверждены перечни товаров, подпадающих под квотирование, и размер квот на 2021-2023 годы. В перечни вошли различные виды медтехники и медицинского оборудования, промышленной продукции, продукции легкой промышленности, радиоэлектроники, и т.д. При учете госзакупок и закупок госкомпаниями товаров производства РФ и ЕАЭС учитываются только те товары, которые включены в российский и евразийский реестры промышленной продукции, реестр российской радиоэлектронной продукции.
Ранее Федеральное казначейство сообщало, что госзаказчики и госкомпании выполнили в 2021 году квоты по закупкам продукции российского производства (производства стран ЕАЭС) немногим более чем на 50%. Так, по данным Казначейства, в прошлом году госзаказчики выполнили квоты по закупке российской продукции по 51 позиции из 99, включенных в перечень квотируемой продукции. Госкомпании выполнили квоты по 139 позициям из 251 - на 55,4%.
В августе текущего года Минпромторг отмечал, что около 20% видов товаров (по ОКПД-2), включенных в перечень продукции, на госзакупку которой установлены квоты, не имеют российских (или из стран ЕАЭС) аналогов.
Источник: https://prozakupki.interfax.ru/articles/2688